Методика Социальный Лин предназначена для формирования эффективной и устойчивой производственной системы и создания современного социального облика предприятия. Результат достигается благодаря совместному использованию инструментов улучшения бизнес-процессов: Lean, TOC, TQM, 6-Sigma1 и методов социального менеджмента: SSA, SRM2. Основная особенность методики состоит в том, что инструментарий применяется таким образом, который обеспечивает поддержку изменений со стороны работников предприятия. Такие условия достигаются в ходе реализации мероприятий по формированию благоприятной социальной среды преобразований.
Методика Социальный Лин родилась в ходе систематизации более чем 20-летнего опыта работы авторов на различных производственных предприятиях, а также опыта организации открытого сообщества практиков бережливого производства LeanZone.ru.
Анализ итогов внедрения тех или иных инструментов улучшения на нескольких десятках российских предприятиях показывает, что в подавляющем большинстве случаев ожидаемые результаты достигнуты не были, а те положительные сдвиги, которые можно было наблюдать, либо были незначительны, либо нестабильны, либо требовали существенных, подчас неокупаемых усилий для своего удержания. Эти наблюдения неоднократно подтверждены в ходе активных обсуждений проблемы на форуме сообщества LeanZone.ru.
Задавшись целью выяснить причины столь разочаровывающих результатов внедрения, мы пришли к выводу, что главной ошибкой менеджеров-улучшенцев является желание использовать инструментарий без учета особенностей среды, в которой он должен функционировать.
Любая производственная система является системой социальной. То есть, системой, построенной на основе устоявшихся (подчас неявных) отношений между ее элементами - людьми. Попытка механистического улучшения системы, стабилизировавшейся в каком-либо состоянии, неминуемо приводит к ее сопротивлению и стремлению вернуться в исходное положение. Единственный способ добиться устойчивых улучшений заключается в таком изменении правил функционирования системы, при которых улучшения станут востребованы ей самой.
Подробнее о наших рассуждениях можно узнать из многочисленных публикаций на портале LeanZone.ru. Ссылки на некоторые из них приведены в конце данной статьи.
Суть методики Социальный Лин заключается в нескольких последовательных шагах.
Шаг 1. Анализ существующей социальной среды по трем основным направлениям, характеризующим ее готовность к переменам: система оплаты труда, информационные потоки, культура взаимоотношений.
Шаг 2. Запуск проектов по преобразованию среды для повышения ее восприимчивости к улучшениям.
Шаг 3. Внедрение конкретных инструментов непрерывных улучшений в производственную систему предприятия.
Суть преобразований более наглядно представлена на рисунке. Шаги методики Социальный Лин соответствуют вертикальной шкале. Вместе с тем, экономическое положение предприятия, ситуация на рынке или низкое качество процессов управления могут требовать немедленных шагов (в том числе для подготовки экономической платформы преобразований). В связи с этим, параллельно осуществляется оперативное воздействие на ключевые элементы производственной системы с целью повышения их эффективности. Сюда можно отнести: улучшение системы планирования и производственной логистики, формирование процессной модели управления, разработка алгоритмов управления запасами и т.п. Для этого широко используются методы бережливого производства, теории ограничений, шесть сигм, всеобщего управления качеством.
Реализация проектов улучшений сопровождается обязательным обучением менеджмента и работников компании современным инструментам организации производства и улучшения бизнес-процессов. Основные направления обучения, перечислены в разделе "Обучение". Каждый из представленных в этом разделе семинаров представляет самостоятелную ценность, и может быть проведен как отдельный модуль, позволяющий глубже познакомить слушателей соответствующей тематикой.
Целостное применение методики Социальный Лин позволяет получить ряд значимых результатов.
1. Существенное увеличение эффекта от реализации мероприятий по улучшению, поскольку потребность в них формируется именно там, где мероприятия должны быть реализованы.
2. Необратимость сделанных улучшений, связанная с интеграцией культуры улучшений в бизнес-процессы.
3. Создание современного облика предприятия, отвечающего нынешним общемировым социо-экономическим и культурным тенденциям. Соответствие стандарту ISO 26000 "Социальная ответственность".
Статьи авторов по теме.
"Проблемы внедрения бережливого производства на отечественных предприятиях".
"Бережливое производство: панацея или источник дополнительных проблем?".
"Проблемы роста компании. Конфликт ресурсов и возможностей".
"Создание среды улучшения процессов".
1 Lean: редуцированная форма англ. Lean Production или Lean Manufacturing - Бережливое производство; TOC: Theory Of Constraints - Теория ограничений; TQM: Total Quality Management - Всеобщее управление качеством;
2 SSA: Social System Approach - Анализ и управление организацией как социальной системой; SRM: Stakeholder Relationship Management - Управление отношениями со всеми заинтересованными сторонами бизнеса.